Январь 2019
« Дек
14151617181920

Палеонтологи разглядели меланосомы в перьях динозавра

Ученые представили первое убедительное доказательство того, что меланосомы, органеллы, в которых содержится пигмент меланин, могут сохраняться в ископаемом состоянии. Открытие поможет понять, как были окрашены динозавры и другие вымершие существа.

Anchiornis huxleyi1

Об этом говорится в статье шведских специалистов из Лундского университета, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Anchiornis huxleyi2

В последние годы исследователи всё чаще выделяют из покровов динозавров, ихтиозавров и других вымерших животных микроскопические образования, похожие на меланосомы. Так называются клеточные органеллы, наполненные пигментом. Однако скептики не раз утверждали, что предполагаемые меланосомы в действительности являются окаменевшими бактериями, которые посмертно заселяли тела доисторических существ.

Чтобы рассеять эти сомнения, авторы работы изучили оперение юрского динозавра Anchiornis huxleyi, жившего примерно 150 миллионов лет назад на территории современного Китая. Под сканирующим микроскопом ученые разглядели, что на бородках его перьев из хвоста и крыльев присутствуют удлиненные тельца, напоминающие эумеланосомы современных птиц.

Палеонтологи подчеркивают, что выявленные образования никогда не образуют цепочки подобно делящимся бактериям. С помощью двух различных методов спектрометрии удалось показать, что химический состав телец полностью идентичен эумеланину — разновидности меланина, отвечающей за коричневый и черный цвета в окраске. Единственное, в них содержится немного больше серы — это связано с процессами посмертной минерализации.

По словам авторов статьи, их результаты неопровержимо доказывают, что меланосомы могут сохраняться в окаменевшем виде. Следовательно, у ученых есть возможность при реконструкции окраски вымерших организмов опираться не только на воображение, но и на реальные факты.

infox.ru