Декабрь 2018
« Ноя
17181920212223

Общий предок челюстных рыб был похож на акулу

Подробное изучение деталей строения черепа вымершей рыбы из группы акантод позволило пролить новый свет на общего предка костных и хрящевых рыб.

Палеонтологи выяснили, как был устроен общий предок современных челюстноротых, к числу которых относится большинство позвоночных, начиная от акулы и заканчивая человеком. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Acanthodes. ArthurWeasley/wikipedia org

Челюстноротые, в отличие от бесчелюстных, таких, как миноги, снабжены челюстным аппаратом и подразделяются на хрящевых рыб, костных рыб и четвероногих (тетрапод), представляющих собой всех наземных позвоночных. Хрящевые рыбы, включающие в себя акул, скатов и химер, отделились от эволюционного ствола, давшего начало костным рыбам, очень давно, и общий их предок до настоящего времени остается неизвестным.

Чтобы лучше разобраться с происхождением современных челюстноротых, исследователи изучили строение черепа Acanthodes bronni, чьи остатки были найдены в отложениях ранней перми (296-290 миллионов лет назад). Этот вид является одним из поздних представителей вымерших рыб акантод, которые существовали с конца силурийского периода (430 млн лет назад).

Ученые сделали латексные слепки внешних и внутренних поверхностей черепа Acanthodes, что позволило реконструировать детали строения его челюстей, слуховых камер, а также другие особенности его черепной коробки. Выяснилось, что по целому ряду черт строение черепа Acanthodes ближе к черепу акул, а не к черепу костных рыб. Это противоречит более ранним взглядам, согласно которым акантод сближали с костными рыбами.

Согласно гипотезе, высказанной авторами статьи, именно акантоды, напоминающие как костных, так и хрящевых рыб, демонстрируют признаки, характерные для общего предка обеих групп. «Чем больше мы всматривались в череп акантод, тем больше мы видели в нем сходства с акулами», — подчеркнул профессор Майкл Коутс, один из авторов статьи.

Следовательно, заключили ученые, общий предок современных челюстных обладал именно акульими чертами, хотя ранее считалось, что хрящевые рыбы приобрели свои признаки независимо. Кроме того, исследователи полагают, что еще одна группа рыб, имевшая челюсти, вымершие панцирные плакодермы, сильно отличалась остальных челюстноротых и произошла еще раньше.

infox.ru