Где же находится могила Александра Македонского? Часть 1

Могила Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.), несомненно, где-то существует, но где? Версий на этот счёт накопилось за века превеликое множество, одна правдоподобнее другой, но могила до сих пор так и не найдена, что оставляет широкое поле деятельности для новых искателей.

 

Статуя Александра Македонского. Фото: FAYEZ NURELDINE/AFP/Getty Images

Много  славных побед совершил полководец, после разгрома финикийцев он бескровно завоевал Египет — народ встречал его с радостью, как избавителя от персов.  В 331 г. до н.э. он основал Александрию Египетскую, но затем совершил несколько неожиданное путешествие в отдалённый оазис Сива —300 км по безжизненной пустыне. Воды отряду Македонского, разумеется, не хватило, но они всё же из последних сил добрались до оазиса, посреди которого возвышался древний храм, в который стремился Александр. Что нужно было Александру в древнем храме? По словам хрониста Арриана, царь хотел больше узнать о самом себе. Помогали ли боги ему одерживать победы? Станут ли они помогать ему и в дальнейших завоеваниях?  Он долго беседовал со жрецами храма, о чём — неизвестно, но Арриан написал, что  верховный жрец, облачённый в белые одежды, провозгласил со ступеней храма: «Благословен будь, сын Амона!»

После этого Александр, окончательно уверовавший в своё божественное происхождение, отправился в Месопотамию, разбил персидского царя Дария и взял Вавилон, после чего его армия вторглась в Индию, где одержала множество лёгких побед. В Индии Александр был тяжело ранен, солдаты были измотаны бесконечными переходами и сраженьями, и в 325 году до н.э. Александр возвратился в Вавилон — отдохнуть, полечиться и составить новые планы покорения мира, на этот раз Северной Африки. Но в 323 году до н.э. он неожиданно скончался в возрасте 32 лет. И вот тут начинаются загадки.

По одной из версий, он выпил яд, тем самым совершив древний ритуал, по которому самые великие из людей должны умереть в зените славы, что представляется несколько сомнительным, хотя отравить его действительно могли. Римские историки обратили внимание на то, что в обратном походе из Индии до Вавилона Александр впадал в обмороки на целые сутки, страдал от физического бессилия и потери голоса, что напоминает отравление ядом медленного действия.

Историки Арриан, Диодор и Плутарх писали, что великий завоеватель был насильственно убит (отравлен) по тайному приказу наместника Македонии Антипатра. Хотя, по мнению других, глубокое разочарование итогами похода в Индию, распутство и беспробудное пьянство, отягчённое малярией, довели Александра до прободения язвы желудка.

Прибывшие из Египта жрецы набальзамировали тело полководца, и два года оно пролежало в дворцовых покоях Вавилона, пока его сподвижники диодохи боролись за власть. Наконец, диодох Птолемей завладел телом и получил статус главного наследника.

Тело Александра повезли в Египет. Траурная процессия представляла собой невообразимое зрелище. 64 мула везли огромную колесницу, построенную греческим инженером Филиппом, с колоннами из слоновой кости и балдахином, украшенным драгоценными камнями, как звёздное небо, на колеснице покоился мраморный саркофаг с телом, на золотой крышке которого лежали оружие Александра и щит из Трои. Впереди отряды строителей прокладывали дороги, а позади колесницы шло многотысячное войско, состоявшее из конницы, пехоты и солдат на боевых слонах.

Биограф Александра Македонского Кальсиниас писал, что Александр завещал похоронить себя в Египте, в оазисе Сива. Полководец Пердика обещал Александру сделать это, но решил увезти тело царя в Македонию, на родину Александра. Его замысел не удался.  Птолемей, встретив колесницу в Дамаске, отвез саркофаг в321 г.до н.э. в свои владения в Мемфисе, а спустя два года перевез его в Александрию, похоронив в подземной усыпальнице. Его могила стала местом массового паломничества людей.  Спустя три столетия римский император  Октавиан Август (43—14 гг. до н.э.) в30 г. до н.э. захватил Александрию и «осмотрел тело Великого Александра, гроб которого вынесли из святилища: в знак преклонения он возложил на него золотой венец и усыпал тело цветами», пишет Светоний.  Тело лежало в стеклянном саркофаге, а мавзолей находился на центральной площади.

По словам Светония, у могилы Александра побывал и Калигула (37—41 гг. н.э.), который «иногда надевал панцирь Александра Великого, добытый из его гробницы». Наконец, солдатский император  Септимий Север (193—211 гг. н.э.) повелел замуровать священную усыпальницу, и с тех пор неизвестно, где она находится. Правда, по утверждению киевского архимандрита Константина,  пытавшегося в 1803 г. найти могилу Александра, до XV столетия местоположение её было хорошо известно.

В 1850 году появилось сообщение, что переводчик из русского консульства в Каире, грек Скилитсис проник в подвал мечети Наби Даниель  (пророка Даниила) в Александрии.  Он спустился в узкий и тёмный подземный проход и увидел деревянную, съеденную червем дверь. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы, свитки и книги. Он попытался остаться дольше в хранилище, но был  выгнан одним из монахов мечети, и, несмотря на его повторные попытки возвратиться, ему запретили посещать область склепа. Скилитсис,  очевидно, сделал письменный отчёт российскому консулу и греческому патриарху Александрии. (Интересно, что история пророка Даниила очень сильно напоминает историю Александра Македонского, только немного смещена во времени).

Существует также письменный отчёт Махмуда Бея эль Фалаки. Этот египетский астроном и инженер посетил склепы под Мечетью Наби Даниель спустя несколько лет после Скилитсиса. В его задачу входило составление карты древнего города по заказу  Хэдайва Исмаила в 1865 г. В отчёте Махмуд Бей сообщает: «Во время моего посещения хранилищ под зданием мечети я вошёл в большую комнату с арочной крышей  на уровне земли города. Из этой комнаты начинались наклонные коридоры в четырёх различных направлениях. Из-за их длины и плохого состояния я не мог рассмотреть их полностью. Большое качество камней, используемых в строительстве, и многие другие признаки подтвердили мою уверенность, что эти подземные проходы, должно быть, вели к могиле Александра Великого. Поэтому я возвратился, чтобы возобновить  мои исследования, но, к сожалению, мне это было запрещено».

В 1879 г. каменщики по приказу шейха мечети Ниби Даниель вели каменную кладку в подвале и достигли наклонного подземного прохода. Они прошли некоторое расстояние и уже могли различить памятники, сделанные из гранита. Когда они хотели пойти дальше, шейх приказал им возвратиться и не рассказывать об увиденном (похоже, что каменщики всё же не очень усердно хранили тайну).

Профессор каирского исламского университета Абдель Азиз в 1990 году  также заявил, что, по его расчётам, гроб с телом Александра скрыт под развалинами мечети Ниби Даниель в старой части Александрии. Эта мечеть находится в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера в центре города, спланированного ещё прославленным архитектором Динократом. Многие современные исследователи считают,  что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые  ранние арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его мечети, которой мусульмане приписывали особую святость.

Итак, мечеть есть, версия о захоронении также есть, но… Мечеть уже давно находится в полуразрушенном состоянии, и для египетских мусульман она священна. Чтобы исследовать мечеть, необходимо разрешение местного духовенства, которое получить практически невозможно, так что историкам придётся подождать.

Часть 2

epochtimes.ru

Ответы (5) на Где же находится могила Александра Македонского? Часть 1

  1. Louie C. Douglas:

    В 334 г. до н. э. войска Александра переправились в Азию через Геллеспонтский пролив и начали продвижение в глубь персидских владений. В результате битвы с персами на реке Граник (334 г. до н. э.) большая часть Малой Азии перешла в руки македонян. В городе Гордий Александр, по преданию, разрубил узел, завязанный на дышле колесницы древним царём Гордием; тому, кто развяжет его, предсказывали власть над всей Азией.

  2. Miles Vargas:

    Персы утратили контроль над Кипром в эллинский период (310—30 гг. до н.э.), когда Александр Македонский начал свой поход на восток. После его смерти правителем острова стал Птолемей, один из военачальников Александра. В то время на все направления искусства Кипра оказывала сильнейшее влияние новая столица царства Птолемея — Александрия. Это влияние отчётливо ощущается, когда рассматриваешь скульптуры, керамику и статуэтки того периода. Птолемей использовал Кипр в основном как военную базу. Династия Птолемеев широко использовала природные ресурсы острова, такие, как медь и лес для постройки кораблей, а также оливки и пшеницу.

  3. piracetam:

    Таксил присягнул Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника, царя Пора из восточного Пенджаба. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н. э. произошла битва на реке Гидасп, в которой войско Пора было разгромлено, а сам он попал в плен. Неожиданно для Таксила Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения. Это была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить прежних властителей в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей.

  4. NAC eye drops:

    После смерти царя был написан «Роман об Александре» ( История Александра Великого ). Время формирования его окончательной редакции неясно — его относят ко временам от правления Птолемея II (III в. до н. э.) до начала III века н. э.

  5. piracetam:

    Начало эпохи правления римских наместников и превращение Иудеи в римскую провинцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *